Прохождение поворотов - Техника езды UABike | Велосипед как образ жизни

Прохождение поворотов

• 27 ноябрь 2006 Техника езды
    Американские исследователи из Массачусетского технологического института обнаружили, что поворот на скорости открывает в организме шлюзы для гормонов удовольствия (эндорфины и энкефалины). Разве это сообщение способно кого-нибудь удивить? Мы, байкеры, давно это знаем. Войти на хорошей скорости в поворот, повернуть направо, налево, еще раз налево, и так до тех пор, пока эндорфин широкой струёй не потечет в кровь. Но умеем ли мы поворачивать? Быстрые повороты на скорости, повороты под острым углом или по плавной кривой - каждый из них требует специальной техники: чтобы не потерять скорость, остаться на траектории, и, самое главное, не полететь кубарем в какой-нибудь овраг. Техника поворотов - это своего рода магия. В этом есть свои плюсы: каждый может с небольшими затратами усилий почувствовать себя маленьким Давидом Коперфильдом, так как эта техника изучается достаточно быстро. И, вообще, что может быть лучше - на большой скорости подойти к повороту, нервно положить пальцы на тормозные ручки, внутренне сжаться, но пройти поворот легко, по плавной правильной кривой и ни разу не затормозив!

Глаз-радар
    alt"Впередсмотрящая" техника езды - главный секрет искусного райдера. Нашему мозгу требуется время, чтобы набросать план дальнейшего движения. То есть нужно просто успеть подготовиться к повороту. Вывод: контроль и расслабленность. Ваш взгляд должен работать как радар - немного рассеяно скользить по трассе и окрестностям, вбирая в себя мельчайшие подробности. Только так можно поймать великое просветление "У" - войти в почти медитативное состояние и ощущать байк как часть своего тела, а коварная трасса будет для вас как родной дом. Ученые называют это "управлением головой".
    Если же взгляд приклеится к переднему колесу, то вас ожидает в скором
    времени восхитительный полет в кусты.

Проверка кривой
    Перед вами появляется поворот. Что будет дальше - решится в ближайшие секунды. Сканирующий взгляд направить на конец кривой, глаза оценивают расстояние и масштаб и заботятся о правильном управлении. Затем взгляд перепрыгивает немного назад и оценивает местность прямо перед рулем - корни, камни, ямы. Далее никаких забот - ваш организм сам позаботится о том, чтобы сообщить все куда надо.

Идеальная линия

altДля поворота должно быть достаточно места. Чем больше радиус поворота, тем больше места вам останется для его завершения. Если вы зашли слишком близко к внутреннему краю поворота, то закончить его придется, скользя по гравию. Лучше ехать по большему радиусу, даже если речь идет только о нескольких сантиметрах. Вы должны быстро выбирать. Разумеется, поверхность трассы играет в выборе траектории важную роль.

Положение рук в повороте
    altВнутренняя рука давит на руль, внешняя - подтягивает его. Плечи находятся параллельно рулю, чтобы положить байк на правильную траекторию. Простейший контроль - вы на верном пути, если внешняя рука сгибается в локте, а внутренняя, наоборот, напряжена и выпрямлена.

Пятая точка
    Четыре точки опоры для контроля байка: две - руки на руле, две - ноги на педалях. Однако, есть пятая точка (но не та, о которой вы подумали) - внутренняя сторона бедра внутренней по отношению к повороту ноги контролирует байк (слегка касается седла или рамы). В повороте вы можете очень четко контролировать поведение байка по давлению в этой точке. Например, вы сразу почувствуете, если заднее колесо начнет уходить в занос. Есть небольшое подготовительное упражнение - покачайте байк во время езды из стороны в сторону, почувствуйте, в каком положении рама или седло касаются внутренней стороны бедра. Держите тело при этом как можно спокойнее и вытягивайте ноги.

Наклон - только полет может быть лучше
    Чем быстрее скорость в повороте, чем он круче, тем больше центробежная сила. Лекарство против нее только одно - наклониться во внутрь поворота. Для начала, конечно, нужно доверять своей резине. Одно отличие от мотоцикла - вы должны надавливать на байк. Тело немного выпрямлено. Опять же внутренняя рука выпрямлена, внешняя согнута. В этой позиции сопротивление центробежной силе наилучшее. Если резина все-таки соскальзывает, попытайтесь ногами выровнять байк.

Прохождение поворота стоя на педалях
    Упражнения на песке с нарисованной кривой помогут отработать технику поворота. Здесь можно не бояться разбить в кровь колени при падении.

С воодушевлением в поворот

alt

Нарисованная на песке кривая помогает отрабатывать поворот. Если не получается, не отчаивайтесь, выложите контур кривой камнями - это поможет сконцентрироваться. Пробуйте несколько разных траекторий: немного по внешнему, немного по внутреннему радиусу, оценивайте возможности маневрирования. Ехать нужно в нейтральной основной позиции. Последние метры перед входом в поворот подправьте скорость (притормозите, если нужно) и сфокусируйте зрение на конце предполагаемой кривой. Автоматически вы должны наклониться, так как это в данном случае необходимо, и слегка вывернуть руль. Успешен поворот тогда, когда след от шин максимально близок к нарисованной кривой. Во время поворота стойте на педалях, не вращая их. Есть два варианта положения ног на педалях - горизонтальное и вертикальное. С горизонтальным положением ног проще удерживать равновесие. Ноги должны быть слегка подпружинены - они пружинят в данном случае лучше, чем любые подвески.
    Если вы недовольны проделанным поворотом, повторите его. Мысленная подготовка очень помогает и не только в этом упражнении. Мысленно пройдите поворот и, когда вы будете проходить его в действительности, это вам поможет. Не забывайте про сенсор на бедре (пятая точка). В верхней точке поворота давление на бедро рамы или седла должно быть максимальным, так как в этой точке максимальна центробежная сила, а, следовательно, и наклон байка.

Спортивная техника
    Тот, кто действительно хочет проходить повороты в спортивном стиле, должен научиться проходить их с вертикально расположенными шатунами. Это позволяет достигать наилучших траекторий. Почему? Перераспределяется вес и увеличивается давление на грунт. Это преимущество достигается только ценой потери пространства для маневра. При попытках скорректировать кривую или при проблемах с балансом, вам будет сложно что-либо сделать. Если вы не уверены в себе. то пройдите поворот с горизонтальным положением шатунов. Повторяйте, пока не начнете проходить его с закрытыми глазами, и только после этого пробуйте более продвинутый вариант - вертикальное положение. Именно это - конечная цель упражнения, которую не следует терять из вида.
    Одно исключение - узкие тропинки с резкими сменами направления. Здесь может быть слишком мало места и времени, чтобы успеть сменить положение шатунов. Поэтому в таких случаях рекомендуем горизонтальное положение.

Маленький секрет
    altВы когда-нибудь пытались использовать для управление байком балансирование положением коленей? Нет? Так попробуйте. Пустая парковочная площадка - отличное место для упражнений. Езжайте расслабленно прямо и перемещайте одно или два колена налево или направо. Чудеса - вы начинаете вдруг поворачивать. Тоже самое и при поворотах. Необходимо немного надавить внешним коленом на верхнюю трубу байка, а внутреннее - использовать для поддержания баланса. Чтобы увеличит импульс для поворота, можно выворачивать бедро внутрь кривой. Тело также немного поворачивается и передает импульс на байк.

Повороты с контруклоном
    Идеальные условия для поворота достигаются тогда, когда грунт наклонен внутрь поворота и угол между байком и грунтом составляет 90 altградусов. Такие кривые попадаются в основном на специально подготовленных трассах, например, трассы параллельного слалома или суперкросса. Но и на природе попадаются подходящие элементы трассы. Например, чем плох поворот по глубокой колее или следу трактора? Идеальные условия для тренировки - трасса ВМХ. Прохождение таких поворотов на скорости доставляет немыслимое удовольствие.

Высший пилотаж - крутые повороты
    Итак - самое серьезное, Крутые повороты, или, не побоюсь этого слова, - виражи. Это - высший пилотаж. Тут можно понять, кто из вас хозяин - ты или твой байк. Движение должно быть похоже на движение в обычном повороте, но все должно быть активнее и мощнее. Нет места страху и ошибкам - кто испугается или ошибется - тот упадет. Здесь начинает играть роль психологический момент.
    Также: уже далеко от виража приспособьтесь, измените нужным образом скорость, приготовьтесь к наклону, прислоните к байку бедро внутренней ноги - это добавит устойчивости. Центр тяжести - посреди над байком. Важно: торможение в повороте делает движение угловатым, возрастает возможность потери баланса. Лучше не трогайте тормоза или обращайтесь с ними аналогично тому, как это делают автомобилисты, а точнее притормозите до входа в поворот.

Так не следует делать
    1. Вы можете ехать сидя по сложной местности, однако это ухудшает реакцию. Байк господствует над вами, а не наоборот. Тем более, что через седло могут передаваться очень жесткие удары на тело (речь идет, разумеется о хардтейле, а не о двухподвесе).
    2. Слишком сильно отклоняться назад означает давать максимальное давление на заднее колесо и никакого на переднее. Переднее колесо при этом может потерять траекторию. В худшем случае вы просто вылетите из поворота. Итак, вес нужно держать над кареточным узлом, только так вы сможете точно управлять байком.
    3. Слишком быстро - и вы соскальзываете с трассы. У всякого наклона есть предел, а центробежная сила тем выше, чем выше скорость. См. рисунок - в крайнем случае, можно опереться ногой о землю, но лучше будет пройти поворот более плавно.

На всякий случай

Вы поворачиваете под острым углом и замечаете, что слишком узко и вам не проскочить. Затормозить и сесть на раму между седлом и рулевой колонкой - не лучший выход. Можно и через руль перелететь за счет перегрузки. В гористой местности это очень опасно. Лучше перенесите вес на заднюю педаль, плавно затормозите и опустите на землю другую ногу. Затем вы останетесь стоять на месте, а ваш байк в худшем случае улетит куда-нибудь в кусты, но в полном одиночестве. Он вас простит - он железный.